1. Региональный оператор по обращению с ТКО и деятельность.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Работа регионального оператора организована в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами.
2. Что такое - отходы ТКО.
Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
3. Физические лица либо организации ранее заключали договор на вывоз или размещение ТКО, как быть.
Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз, размещение ТКО, действуют до момента начала оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО (п.6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). То есть необходимо заключить новый договор с региональным оператором на услугу по обращению с ТКО с 01 января 2020 года.
4. Взимание оплаты без договора или договор не заключен.
Услуга по обращению с ТКО будет оказываться с момента утверждения тарифа на всей территории, входящей в зону деятельности Регионального оператора, несмотря на отсутствие заключенного договора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Отсутствие заключенного с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО, когда обязанность по его заключению предусмотрена законом, фактически не означает, что лица, являющиеся собственниками ТКО, не могли быть потребителями указанной услуги.
Услуги по обороту ТКО являются платными, и потребители данных услуг обязаны заключать соответствующие возмездные договоры с региональными операторами.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ (Согласно ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ч.5 ст.30 Жилищного кодекса РФ; п. 148(1) п. 148 (2) Постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)).
5. Отражение в квитанции для собственника помещения многоквартирного дома коммунальной услуги за обращение с ТКО.
До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО применяются положения законодательства о включении услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества собственников помещений в МКД. С момента начала работ по оказанию услуг Региональным оператором по обращению с ТКО вместо жилищной услуги по сбору и вывозу ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции появится отдельная строка «Коммунальная услуга по обращению с ТКО» (Письмо Минстроя России от 22.02.2017 г. № 5554-АТ/04; ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ) или потребитель получит отдельную квитанцию «За обращение с ТКО».
6. Основания вынесена в отдельную строку.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (Согласно п.4, п.5 ст. 154 Жилищного кодекса РФ).
7. Начисление оплаты за ТКО для жителей многоквартирных домов и в индивидуальных жилых домов.
Норматив накопления ТКО, утвержден Приказом Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 29.11.2016 № 54 и составляет на 1 проживающего на территории населенных пунктов МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей– 2,66 м3 в год.
Норматив накопления ТКО на 1 проживающего на территории населенных пунктов МО «пос. Красное МО «Приморско-Куйский сельский совет», с. Тельвиска МО «Тельвисочный сельский совет» – 1,16 м3 в год.
Плата за коммунальную услугу рассчитывается исходя из тарифа (тариф на данный момент не утвержден) и норматива накопления ТКО на одного человека.
В случае если человек не проживает по адресу, необходимо предоставить Региональному оператору документ, подтверждающий, что зарегистрированный человек фактически отсутствует по месту регистрации (постоянной либо временной), проживает по другому месту жительства, с предоставлением соответствующего документа, подтверждающего данный факт.
8. Учет ведется по количеству зарегистрированных.
Если же в квартире, доме никто не зарегистрирован, то оплата производится по количеству собственников квартиры, жилого дома.
Собственник платит за каждый объект недвижимости, независимо от того, живёт он там или нет. Если у квартиры несколько собственников и на каждого из них выделена доля, плата будет начисляться на каждого собственника (Согласно Федеральному закону от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Жилищный кодекс РФ; Постановление Правительства РФ от 03.06.2016г. №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»; п.93, п.148.36 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. №354).
9. Льготы инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и т.д.
Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемая региональным оператором, является коммунальной и на нее распространяются все льготы, которые предоставляются по коммунальным услугам.
Подробную информацию по предоставлению льгот можно узнать, обратившись в органы социальной защиты по месту жительства.
10. Порядок перерасчета размера платы за услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении:
11. Документы для подтверждения временного отсутствия проживающих.
В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
Документы, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации, заверены печатью такой организации, иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке.
Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.
Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.
Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю.
(Пункты 93-94 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354).
12. Начисление платы для физических лиц собственников или нанимателей помещений.
Оплата за ТКО начисляется в зависимости от численности человек, проживающих в обслуживаемом жилом фонде.
Размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из единого тарифа и норматива накопления ТКО на одного человека.
В случае если человек не проживает по адресу, то необходимо предоставить региональному оператору документ, подтверждающий, что зарегистрированный человек фактически отсутствует по месту регистрации (постоянной либо временной), проживает по другому месту жительства, с предоставлением соответствующего документа, подтверждающего данный факт. В противном случае учет ведется по количеству зарегистрированных.
Если же в квартире, доме никто не зарегистрирован, то оплата производится по количеству собственников квартиры, жилого дома. Справка для начисления из паспортного стола о численности зарегистрированных в жилом фонде предоставляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал (Согласно Федеральному закону от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Жилищный кодекс РФ; Постановление Правительства РФ от 03.06.2016г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»; п. 93, п. 148.36 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354).
При этом для физических лиц, проживающих в многоквартирных или индивидуальных жилых домах, учет накопления ТКО производится только по нормативу.
13. Начисление платы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за обращение с ТКО.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предлагается альтернатива – начисление происходит по нормативу, либо по факту при наличии контейнерных площадок.
Для применения методики «по факту» собственник ТКО должен:
Так как коммерческий учет отходов осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных на контейнерных площадках организации, то потребителю для расчета стоимости услуг регионального оператора необходимо указать количество имеющихся контейнеров, их объем и необходимую периодичность вывоза.
Расчет, например, если на контейнерной площадке юридического лица установлено 3 контейнера объемом 0,75 м3 каждый, при этом отходы необходимо вывозить 1 раз в неделю (в году в среднем 52 недели), то расчет будет следующим:
Расчет объема ТКО:
3 контейнера * 0,75м3 * 52 недели = 117 м3 в год / 12 месяцев = 9,75 м3 в месяц
Если вывоз осуществляется на основании разовых заявок (без определения периодичности), то оплата начисляется по факту вывезенного ТКО из расчета объема и количества контейнеров.
Применение методики «по нормативу».
Если площадка отсутствует, то региональный оператор вправе выставить квитанцию юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю с применением нормативов. В соответствии с действующим законодательством, коммерческий учет отходов при расчетах с собственниками твердых коммунальных отходов может осуществляться расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Расчет стоимости услуги по нормативам накопления ТКО. Собственнику необходимо определить:
В случае если категория объекта в них отсутствует, региональным оператором и собственником твердых коммунальных отходов согласовывается близкая по виду деятельности категория.
На основании этих данных и единого тарифа на услугу по обращению с ТКО рассчитывается стоимость услуг Регионального оператора.
Например, если Ваша категория объекта – офис (относится к категории «Административные и другие учреждения, офисы»), в котором работают 18 сотрудников, то расчет будет следующий:
Расчет объема ТКО:
0,3 м3 х 18 сотрудников = 5,4 м3 в год / 12 месяцев = 0,475 м3 в месяц
Где:
— 0,3 – норматив накопления ТКО для категории «Административные и другие учреждения, офисы» (м3 на 1 расчетную единицу в год).
14. Оплата при отсутствии зарегистрированных в доме/квартире за услугу по обращению с ТКО.
Оплата начисляется. Если собственник или наниматель не использует помещение, это не снимает с него обязанности оплачивать коммунальные услуги. Оплата в таком случае будет начисляться исходя из количества собственников помещения.
15. Оплата за услугу обращения с ТКО при нарушениях графика вывоза.
Если услуга не оказывалась по вине регионального оператора, плата за нее начисляться не будет. Но если контейнерная площадка создана, а вы не пользуетесь данной услугой, платить придется, так как она оказывалась.
Для осуществления перерасчета в связи с неоказанием услуг необходимо обратиться в абонентский или договорной отдел, сотрудники которого помогут составить соответствующее заявление.
Впоследствии на основании данного заявления будет проведен анализ данных системы ГЛОНАСС о движении мусоровозов, и если по адресу, указанному в заявлении, вывоз ТКО действительно не был организован, то произведенные потребителю начисления будут отменены.
16. Взимание комиссии банком или почтой при оплате квитанций.
Комиссия за перевод денежных средств не включена в тариф на услугу по обращению с ТКО.
Заключение договоров с конкретными платежными организациями представляет им конкурентное преимущество на рынке платежных услуг, а иные платежные организации может поставить в неравные условия осуществления деятельности на этом рынке. Ввиду наличия данного обстоятельства также создаются условия для снижения эффективности ценовой конкуренции между платежными организациями, а также препятствия для дальнейшего снижения, в том числе, в результате такой конкуренции, размера комиссии за оказание платежных услуг.
17. Ответственность за обустройство контейнерных площадок.
В Российской Федерации приняты Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица.
18. Начисление платы при отсутствии договора с региональным оператором.
Договор на оказание услуги по обращению с ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора, но законодательство не обязывает подписывать договор в бумажном виде.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора МУП «КБ И БО» www.kbbo83.ru.
19. Ответственность в новой системе обращения с ТКО Управляющих Компаний.
На Управляющие Компании возложены следующие обязанности:
— предоставлять (и ежемесячно обновлять) Региональному оператору информацию, необходимую и достаточную для ведения базы данных Регионального оператора, в том числе информацию обо всех изменениях обслуживаемого Управляющей организацией жилищного фонда;
— обеспечить создание, функционирование и надлежащее содержание мест накопления ТКО и КГО и путей подъезда к ним специализированного транспорта Регионального оператора.
20. Начисление платы собственнику нескольких жилых помещений.
Тарифы утверждает региональный орган тарифного регулирования, а порядок оплаты — Жилищный кодекс и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354.
В соответствии с этими правилами и ЖК, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.
При этом можно сделать перерасчет. Например, если человек находился в отъезде. В этом случае региональному оператору предоставляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет сумма с учетом этого вычета.
Кроме того, перерасчет возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. При заключении договора с региональным оператором по обращению с ТКО нужно предоставить документ, подтверждающий, что зарегистрированный в доме или квартире человек проживает в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения. Полный перечень таких документов — в постановлении Правительства РФ N 354.
21. Несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов. После поступления информации о несанкционированной свалке ТКО, представители регионального оператора выезжают на место, составляют акт, фотографируют и определяют координаты. Затем собственнику земельного участка направляется уведомление. Если собственник не ликвидирует свалку ТКО собственными силами в течение 30 дней, то региональный оператор обязан убрать ее собственными силами с последующим взысканием расходов в судебном порядке (Согласно п.16 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156).
22. Особенности регулирования обращения с ТКО установлены статьями 24.6 — 24.13 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». Условия образования ТКО обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой. Виды отходов, отнесенные к ТКО, относятся к IV или V классу опасности в силу того, что в составе присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности.
В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:
7 31 100 00 00 0 — Отходы из жилищ;
7 31 200 00 00 0 — Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 31 300 00 00 0 — Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 33 100 00 00 0 — Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 100 00 00 0 — Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 200 00 00 0 — Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 900 00 00 0 — Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 35 000 00 00 0 — Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 200 00 00 0 — Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 400 00 00 0 — Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 37 000 00 00 0 — Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 39 400 00 00 0 — Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Приказом Росприроднадзора от 28.11.2017 N 566 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2018 N 49762) выделена еще одна группа видов отходов, относящихся к ТКО:
7 41 119 00 00 0 — Остатки сортировки твердых коммунальных отходов, отнесенные к ТКО.
Вместе с тем хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им хозяйственной или иной деятельности.
23. Какие отходы относятся к ТКО.
В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, отходы из жилищ крупногабаритные (7 31 110 02 21 5) в составе вида отходов «Отходы из жилищ» (7 31 100 00 00 0) относятся к подтипу «Отходы коммунальные твердые» (7 31 000 00 00 0).
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, «крупногабаритные отходы» — ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
В соответствии с Методическими рекомендациями по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 10.11.1998 N 8, текущий ремонт здания — комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению неисправностей (восстановлению работоспособности) элементов здания и поддержанию эксплуатационных показателей.
Вместе с тем группы отходов «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки)» (8 24 100 00 00 0), «Отходы затвердевших строительных смесей прочих» (8 24 910 00 00 0) и «Отходы линолеумов, полимерных плиток» (8 27 100 00 00 0) относятся к типу «Отходы строительства зданий, сооружений» (8 20 000 00 00 0).
Положениями пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство определено как создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).